Информация о том, что в Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ (Росстрой) сменится руководство, обсуждалась участниками строительного рынка уже давно. 14 июля пресс-служба Минрегионразвития распространила сообщение о том, что глава Росстроя Владимир Аверченко назначен заместителем министра регионального развития Владимира Яковлева, а 19 июля стало известно, что кабинет руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ займет Сергей Круглик.
С.Круглик ранее возглавлял департамент строительства и ЖКХ Минпромэнерго. До проведения административной реформы он занимал должность замглавы Госстроя.
Однако перемены в федеральном агентстве связаны не только с назначением на пост его главы нового человека. Именно на Росстрой во главе с С.Кругликом в правительстве возлагают серьезные надежды, связанные с реализацией масштабного проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". О том, какие задачи стоят теперь перед его ведомством, в интервью корреспонденту агентства "Интерфакс-АФИ" Ольге Салабай рассказал новый руководитель Росстроя Сергей Круглик.
- Чем принципиально будет отличаться ваша работа в Росстрое от того, чем вы занимались, будучи главой департамента по строительству и ЖКХ Минпромэнерго?
- Государственный комитет по строительству и ЖКХ (Госстрой - прим. ИФ-АФИ), правопреемником которого является Росстрой, занимался и нормотворчеством, и реализацией выработанной политики в области жилищного строительства и коммунального хозяйства. Этот единый орган весной прошлого года в результате административной реформы разделился на две части: нормативная база и выработка политики в этих секторах перешли на уровень министерств, а функции реализации были переданы в новое Федеральное агентство по строительству и ЖКХ.
В департаменте Минпромэнерго передо мной стояли прежде всего нормотворческие задачи. Теперь же у меня совершенно другая цель - применение на практике принятых законов, чтобы подтвердить их жизнеспособность.
- Будут ли происходить какие-то изменения в структуре Росстроя с вашим приходом?
- Безусловно. Но это связано не столько с моим приходом, сколько с теми национальными задачами, которые были поставлены перед нашим ведомством на президиуме Госсовета по доступному жилью. При этом все они будут связаны с реализацией проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Прежде всего, предстоят изменения в федеральной целевой программе "Жилище".
- Судя по всему, сейчас ФЦП не способна решить проблему доступного жилья из-за чрезвычайно низких объемов финансирования программы - всего около 40 млрд. рублей. Как будет решаться этот вопрос?
- Сам тезис о том, что вкачиванием госсредств в программы по формированию рынка доступного жилья можно снять эту проблему, глубоко ошибочен. Путем вливания государственных денег пытались решить пресловутый квартирный вопрос все семьдесят лет в бывшем Советском Союзе, но ничего не получилось. Мы должны понимать, что только за счет федерального бюджета, каким бы большим он ни был, изменить ситуацию практически невозможно. Федеральную программу "Жилище", мне кажется, надо рассматривать как механизм выработки тех правил, по которым должны действовать все - строители, инвесторы, риэлторы, покупатели жилья. С другой стороны, за счет ФЦП мы надеемся приблизить банковский сектор к строительству.
- Каким образом?
- Программа будет затрагивать все сферы формирования рынка доступного жилья. Ипотечная поддержка будет, прежде всего, сосредоточена на молодежи. Кроме того, в ФЦП будут предусмотрены средства на государственные жилищные сертификаты для военнослужащих и чернобыльцев, то есть тех категорий граждан, перед которыми государство несет обязательства.
Однако мы понимаем, что таким образом мы простимулируем только спрос, а не предложение, что может повлечь за собой рост цен на недвижимость. Между тем, основная проблема в жилищном строительстве сегодня связана с земельными участками: потенциал тех земельных участков, на которых в советское время были возведены объекты инженерной инфраструктуры, уже исчерпан, и подрядчики столкнулись с необходимостью самостоятельно готовить участки под строительство. А для этого приходится привлекать средства инвесторов. Однако ни один банк сейчас не дает "длинных" денег строителям, а стоимость кредитов для них чрезвычайно высока - порядка 14%. Чтобы кредиты были эффективными, процентную ставку по ним нужно снизить в два раза.
Поэтому одно из главных изменений, которое коснется ФЦП "Жилище", - это предложение субсидировать за счет федерального бюджета процентную ставку по банковским кредитам застройщикам на 50%. Кроме того, мы хотим направить федеральную поддержку и на предоставление государственных гарантий по банковским кредитам строительным организациям, чтобы показать банкам, что инвестирование в строительство не связано с рисками.
- Когда будет реализовываться измененная федеральная программа?
- С 2006 года. Сразу после президиума Госсовета началась подготовительная работа по изменению ФЦП и формированию концепции национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Сейчас мы согласовываем с Минфином и Минэконоразвития вопрос финансирования программы. Думаю, к октябрю он уже будет решен.
Важно понять, что в рамках программы "Жилище" мы предполагаем отработать основные механизмы, которые позволят сформировать рынок доступного жилья, а также продемонстрировать их на практике и оказать помощь тем регионам, которые уже работают в верном направлении.
- А что, есть и такие?
- Вы зря смеетесь, такие действительно есть. Например, Чувашия - здесь денег на инфрастуктуру даже не просят: им необходима совершенно другая поддержка, например, со стороны Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, чтобы рефинансировать ипотечные кредиты, выданные на срок более трех лет.
Поэтому с государственной точки зрения перед Росстроем стоит задача оценить локальные рынки и посмотреть, где и кому реально нужна помощь. Так, одной из "проблемных" точек в настоящее время являются льготники, стоящие в очереди на получение жилья. Сегодня среднее время нахождения в очереди выходит за все рамки и равняется 20 годам.
- Сколько вообще человек стоит в очереди?
- Порядка 4,5 млн. семей, причем стоят без всякой надежды, потому что в порядке очереди в год получают квартиры только 0,3% льготников, имеющих право на получение бесплатного жилья.
- Почему же так происходит?
- Очередь движется крайне медленно из-за недостаточных объемов финансирования со стороны муниципалитетов. Чтобы решить эту проблему, мы предполагаем, прежде всего, разделить очередников на тех, перед которыми несут ответственность муниципалитеты, субъекты федерации и само государство. Каждый уровень бюджетной системы должен принять решение по "своим" льготникам, чтобы сократить срок нахождения в очереди.
- Но за счет каких средств?
- Все почему-то привыкли считать, что у муниципалитетов недостаточно денег. Нет, средства у них есть: приедьте на день города в любой муниципалитет и посмотрите, какие праздники там устраивают! Есть деньги и в субъектах федерации, просто решение проблемы с очередниками должно стать механизмом для каждого из них. В нашей программе прописано, кто и что должен делать.
- Судя по вашим словам, ФЦП фактически превратится в часть масштабного федерального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"?
- Да. Она станет единственной реальной поддержкой со стороны федерального центра при формировании рынка доступного жилья.
- Какие еще блоки, кроме "Жилища", входят в состав национального проекта?
- Во-первых, это огромный пакет нормативных актов, поправок в законы, постановлений правительства, необходимых для того, чтобы жилищное законодательство заработало. Во-вторых, это меры, связанные с анализом всего рынка. Мы будем проводить исследования и в соответствии с их результатами реформировать нормативную базу, чтобы сократить административные издержки и барьеры на строительном рынке. Будут рассматриваться все проблемы, начиная от строительства объектов недвижимости и регистрации прав собственности на них до проблемы их эксплуатации.
Кроме того, обязательно будет проводиться информационная работа с населением. Я полагаю, что с первых шагов одной из ключевых задач станет объяснение целей и задач национального проекта не только тем, кто будет его реализовывать, но тем, для кого, собственно говоря, он будет приводиться в действие. Примеры подобных информационных центров есть, в частности, в Малоярославце.
- Каковы сегодня объемы жилищного строительства в России?
- За прошлый год было построено 41 млн. квадратных метров. Как мы ожидаем, в этом году эта цифра вырастет не менее, чем на 10%. И наша задача - сохранить и увеличить этот темп до 2010 года, чтобы выйти на те объемы, которые были в нашей стране в 1987 году (76,4 млн. квадратных метров - прим. ИФ-АФИ). Однако это будет уже другое жилье, с другим качеством, с другим сроком эксплуатации. Так, если максимальный срок эксплуатации жилья, которое мы строили в 1987 году, равнялся 25-50 лет, то дома, которые строят сейчас, особенно монолитки, переживут многие поколения.
- Вы считаете, наиболее перспективно именно монолитное строительство?
- Если говорить о долгосрочности, то более перспективен монолит. Однако панельное строительство - это компромисс между стоимостью и долговечностью. Кроме того, надо иметь ввиду, что мы говорим "панельное строительство", имея в виду советское панельное домостроение, но если вы обратите внимание на Финляндию и другие скандинавские страны, то увидите там перспективное развитие панельного домостроения. Однако речь идет о совершенно другой панели, совершенно других стыках, совершенно других материалах, которые ничем не отличаются по долговечности от монолита. Панель панели рознь. Сегодня изменились ГОСТЫ и СНиПы, например, СНиП по теплопроводности, и панель сегодня совершенно другая. Рынок все отрегулирует.
- Однако сколько нужно строить, чтобы снять проблему доступного жилья?
- По нашим данным, 60% российских семей желают улучшить свои жилищные условия. Сейчас в России построено 2,85 млрд. квадратных метров жилья, а чтобы удовлетворить все потребности, нужно построить еще 1,5 млрд. квадратных метров. Таким образом, чтобы выйти на эту цифру, надо будет ежегодно строить 150 млн. квадратных метров. Но это задача из области фантастики, ведь строительство не может быть оторвано от общей экономической ситуации.
Если вы обратили внимание, то темпы роста в строительстве уже сейчас опережают темпы роста в других отраслях. Однако не может быть такого, чтобы в строительстве рост достигал 25%, а в других отраслях - 5%.
- Означает ли это, что строительство сейчас может стать локомотивом экономики?
- Совершенно правильно. Со строительством связано как минимум еще 30-40 отраслей, причем уже сейчас в них идет модернизация. Появляются и новые производственные комплексы, которые помогают строить специалисты из-за рубежа. Сегодня в Подмосковье, например, уже работают крупные компании по производству оконного стекла с участием иностранного капитала.
- Вы полагаете, строительная отрасль будет развиваться в основном за счет зарубежных инвестиций?
- Не стоит сводить вопрос только к инвестициям из-за границы. В России достаточно собственных средств. Как раз нашей задачей будет продемонстрировать и строительным компаниям, и банковскому сектору, что строительство - это действительно интересный и не рискованный способ вложения денег.
- По некоторым данным, на Москву и Московскую область приходится 41% жилья, ежегодно вводимого в строй в России. В чем причина такого большого разрыва между столичным регионом и другими территориями России по объемам жилищного строительства?
- На самом деле речь идет не столько о столичном регионе, сколько о Центральном федеральном округе. Действительно, в центральной части страны формируется основной объем строительных работ: Санкт-Петербург - 2 млн. квадратных метров, Московская область - свыше 5 млн. квадратных метров, Москва - 5 млн. квадратных метров. В то же время сегодня очевидна тенденция, когда объемы строительства растут и в других регионах. Там открываются предприятия строительной индустрии. Если взять карту объектов стройиндустрии пятилетней давности, то за Уралом было 2-3% от объемов производимых стройматериалов, а сейчас эта цифра увеличивается, и это показатель роста рынка стройиндустрии.
- Таким образом, вы не считаете подобный разрыв ненормальным?
- Нет. Прежде чем строить жилье в Анадыре или за Полярным кругом, надо оценить, а нужно ли оно там. Востребовано жилье, прежде всего, в городах с развитой инфраструктурой, то есть ближе к столицам. Это естественное положение вещей на рынке. Можно сколько угодно говорить о развитии Сибири, но может ли быть здесь жилищное строительство в объемах, сравнимых со столичным регионом, если тут проживает меньше 10% населения? Вмешиваться в процесс жилищного строительства необходимо осторожно, иначе можно построить жилье там, куда никогда не приедут люди.
- Пакет жилищных законов, принятых Госдумой в весеннюю сессию, фактически провалился при реализации. Не работает ни закон о жилищно-накопительных кооперативах, ни закон о долевом строительстве. Почему, по вашей оценке, это случилось?
- Надо признать, что в законе о долевом строительстве мы перегнули палку с защитой дольщиков. Защитили так, переложив ответственность на банки и застройщиков, что и банкам, и застройщикам сегодня неинтересно вкладывать деньги в бизнес, в котором присутствует дольщик. Думаю, в этом году мы исправим положение и с солидарной ответственностью банков, и с двойным НДС. Есть поручение руководителя администрации президента правовому управлению вернуться к рассмотрению поправок в закон о долевом строительстве.
- Как вы оцениваете мнение тех экспертов, которые утверждают, что рынок жилищного строительства в России является заложником монополизации и искусственного завышения цен?
- Я считаю, это не совсем правильно. Все аспекты, связанные с монополизацией, возникли из-за того, что не существовало элементарных законодательных норм поведения. Проблема монополизации не будет решена до тех пор, пока мы не решим вопрос с открытыми аукционами на земельные участки. Нужно создавать условия, которые бы не позволяли монопольного присутствия на рынке. Возьмите Санкт-Петербург - там работает более сотни компаний, то же с Москвой - разве это монополия? Однако все понимают, что сейчас рынок строительства монополизирован, потому что не существует четких и понятных правил игры. Но с 1 октября земля будет продаваться с аукциона, и это будет первый шаг к ликвидации монополизации в жилищном строительстве.
Интерфакс
Последние новости: