Первые месяцы жизни регионов с новым Жилищным кодексом внесли путаницу в представления местной власти и очередников о судьбе самого понятия "бесплатное жилье". Очереди оказались фактически заморожены: не понимая, кто имеет право на муниципальное жилье, главы городов просто перестали его кому-либо давать. Ясность в сложную ситуацию внес один из авторов Жилищного кодекса, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Его разъяснение в эксклюзивном интервью важно и для тех, кто стоит в многострадальной очереди, и для тех чиновников, кто эту очередь регулирует.
В чем суть проблемы? Когда принимался новый Жилищный кодекс, оставивший право на получение бесплатного жилья только нуждающимся и притом малоимущим семьям, законодатели многократно объясняли: интересов нынешних очередников этот закон не задевает. Существующие очереди на квартиры никто не отменяет. Все нуждающиеся, вставшие на учет в муниципалитетах до 1 марта 2005 года, рано или поздно, но свои метры получат. Тем не менее из регионов все чаще приходит информация: на муниципальной очереди чиновники пытаются поставить жирный крест.
Чаще всего, правда, людям никто не говорит: баста, ребята, очереди больше нет. Придумываются самые благовидные предлоги. Чаще всего такой - до сих пор у нас в области (республике, крае) нет местного закона, по которому мы могли бы судить о вашем имущественном положении, об уровне ваших доходов.
А новый закон разрешает давать квартиры только малоимущим...
Примерно таким же образом объясняли отказ в предоставлении жилья 38 семьям работников бюджетных организаций в городе Железногорске Красноярского края, которые стояли в очереди на квартиры чуть ли не по десятку лет. Примерно месяц назад, когда был сдан первый подъезд нового дома, всех их пригласили посмотреть будущие квартиры и предложили представить необходимый пакет документов, в том числе и справку о доходах. Со справками затруднений не возникло: все очередники работают в муниципальных организациях - это учителя, врачи и медсестры, работники ЖКХ и городского транспорта. Зарплаты, понятно, у них соответствующие и зависти отнюдь не вызывают.
Тем не менее через несколько дней все 38 "счастливчиков" получили письма с отказом в предоставлении новых квартир. Заместитель главы администрации города, подписавший письма, сослался на то, что статья 14 нового ЖК разрешает органам местного самоуправления предоставлять квартиры только малоимущим и только по договорам социального найма.
Закон о "малоимущности" в Красноярском крае, как, впрочем, и во многих других регионах, до сих пор не принят. Но главная закавыка, как выяснилось, в другом. Еще с 1992 года, после принятия Закона "Об основах федеральной жилищной политики", разрешившего муниципалитетам предлагать очередникам жилье за определенную плату, в Железногорске (как, впрочем, и во многих других городах, например, в Москве) абсолютно бесплатно квартиры получали только льготники-первоочередники: ветераны войны, чернобыльцы, дети-сироты. Вся прочая муниципальная очередь, когда дело доходило до новоселья, заключала договор на ее получение "на возмездной основе". Проще говоря, квартира выкупалась новоселами в рассрочку и на льготных условиях.
- Закон "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" отменил Закон "Об основах федеральной жилищной политики", - пояснила для "Российской газеты" позицию администрации города начальник управления муниципального жилищного фонда Светлана Калужская. - Права муниципалитетов теперь урезаны. Мы можем предоставлять жилье только неимущим и только по договорам социального найма.
Получается, что на "обычной" очереди, отстояв в которой люди жилье фактически приобретали, по такой логике должен быть поставлен жирный крест. Но логика-то весьма странная выходит. Люди нуждаются в жилье? Нуждаются. Иначе их просто бы не поставили в очередь. Отстояли в ней чуть ли не по 10 лет? Отстояли. Более того, имея право на бесплатные квартиры, понимая, что их могут не дождаться до конца жизни, соглашаются выкупить их у муниципалитета в рассрочку. На рынке, понятное дело, медсестра или дворник квартиру не купят никогда. И несмотря на все это, закон, как считают в Железногорске, для таких очередников никакой надежды не оставил. И городская прокуратура, кстати, такую точку зрения полностью поддержала.
- Мы рассматриваем разные правовые варианты, - сообщил "РГ" председатель горсовета Владимир Тюрин. - Консультировались в краевой администрации. Но решения пока не нашли.
За разъяснениями "Российская газета" обратилась к одному из авторов Жилищного кодекса - председателю думского комитета по законодательству Павлу Крашенинникову.
Павел Крашенинников,
председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:
- Эта ситуация касается очень многих регионов. Но выход из нее независимо от местных условий один. Даже если бы документ о том, кого считать малоимущим, в Красноярском крае был принят, это никак не повлияло бы на данную ситуацию. Дело в том, что положения ЖК о новом порядке предоставления жилья по договорам социального найма касаются только тех граждан, которые встали на учет после 1 марта 2005 года.
На лиц, которые встали на учет до 1 марта, распространяется только правило о нуждаемости. Таким образом, если человек, простоявший несколько лет в очереди на получение муниципального жилья, должен его получить, квартира ему предоставляется, невзирая на его имущественное положение.
Должен также отметить, что ЖК регулирует предоставление муниципального жилья по договорам социального найма. Но он не запрещает и иных вариантов - например, предоставления квартир с использованием жилищных ссуд, оплатой в рассрочку или с использованием каких-то иных мер поддержки определенных социальных групп. Если местные власти принимают решение эти варианты использовать, то почему бы нет? Это не противоречит Жилищному кодексу.
Ирина Невинная
Российская газета
Последние новости: